+7 (495) 657 91 01

Горячая линия по тех. присоединению

no-skype+7 (495) 657 90 95

Телефон доверия no-skype+7 (495) 660 07 85

Карта сайта

Пресс-служба

История иллюминации Москвы. XVII-XVIII вв.

Первое упоминание  об «украшении» городских улиц огнями датировано осенью 1602 года. В честь приезда датского принца Иоанна, за которого царь Борис Годунов собирался выдать дочь Ксению, на улицах и площадях Кремля, на высоких жаровнях горели яркие костры. По свидетельству современников, от количества огня «в Кремле в эту ночь было светло, как днем».

В исторических источниках встречаются сведения об устройстве праздничных фейерверков в России еще в XVII веке. Однако подлинное рождение искусства фейерверков следует отнести к эпохе Петра I. Фейерверки конца XVII - начала XVIII века были наполнены определенным содержанием. В доступных аллегориях сообщалось о событиях войны и мира, о баталиях и победах. С введением григорианского календаря в России фейерверки стали приурочивать и к вновь установленному празднику Нового года. Они знакомили зрителей с элементами западной культуры. Так, на сцене фейерверка 1704 года стояли позолоченные статуи Юпитера, Марса, Паллады, Виктории. К гравюрам, на которых были запечатлены фейерверки, были даны пояснительные тексты, в которых сообщалось, что “Юпитером древние языцы знаменовали первейшую и начальную всемогущую власть”, а Афина - Паллада является “богиней воинского искусства и иных честных премудростей”.

В послепетровское время «огненные представления» стали давать в царские праздники: дни рождения, именин, коронаций. Составление фейерверков было поручено Академии наук. В устройстве праздничных зрелищ принимали участие математик Христиан Гольдбах, профессор «древностей и истории литературной» Христиан Крузиус, профессор М.В. Ломоносов и др. Фейерверки носили просветительный характер. Например, в 1735 году при помощи пиротехнических средств было представлено строение мира по Копернику. Своего расцвета искусство фейерверков в России достигло в середине XVIII столетия. Академик Август Шлецер отмечал, что «русские фейерверкеры... довели свое искусство до такого совершенства, какого не знали в остальной Европе... они изобрели способ придавать огню цвет, чего долго добивались за границею, но еще не нашли».

Так как фейерверки были связаны с пиротехникой и пороховым делом, то их организация в XVIII веке находилась в руках артиллерийского ведомства. В канцелярии главной артиллерии и фортификации существовала специальная лаборатория по изготовлению фейерверочных огней. Их состав был разнообразен: «верховые» - летящие, «водяные» - плавающие, «низовые» - наземные ракеты, фонтаны, колеса, шутихи, свечи и другие фигуры. Среди разноцветных огненных столбов вырисовывались световые композиции, составленные из щитов - транспарантов с аллегорическими изображениями и девизами, исполненными горящими шнурами, фигур - фонарей, обтянутых промасленным холстом, с картинами на стенах и источником света внутри, беседок, арок, обелисков, статуй, украшенных плошками с горящим салом.